Самый лучший детский дом не заменит семью для ребенка
Нахождение малышей
в доме ребенка причиняет вред
По данным исследований Бухарестского проекта 2000-2012 годов система группового воспитания негативно влияет на все сферы развития ребенка — физическое, когнитивное, языковое, социально-эмоциональное. Это влияние прослеживается на разных уровнях — особенности поведения, способности строить отношения с другими, развитие мозга и даже негативные изменения на генетическом уровне.

У 81% детей, живших в учреждении, наблюдались проблемы
с привязанностью к взрослым из-за отсутствия эмоционального контакта с постоянным значимым взрослым. В последующем расстройства привязанности могут приводить к неспособности людей создавать крепкие, здоровые, долгосрочные отношения
с другими людьми. Лишь 18% детей, помещенных в детское учреждение, проявляют здоровые привязанности. Для сравнения: среди детей, живущих со своими семьями и никогда не находившихся в учреждениях, безопасную привязанность имели 74% и 49% детей, переданных из учреждений в приемные семьи.

Дети, помещенные в семьи после пребывания в учреждении, чувствуют себя лучше, чем оставленные в учреждении.

А что думают люди?
66%
граждан считают, что дела с проблемой сиротства в России обстоят плохо или очень плохо
71%
населения страны считает, что пребывание в детском доме является травмой для ребенка
63%
уверены, то лучше бедная кровная семья, чем богатый детский дом
79%
людей считают, что принятие чужого ребенка в семью – это своего рода подвиг
Почему дети попадают
в Детские дома?
Дети из многодетных семей составляют 56% всех детей, помещенных в детские учреждения, учтенных в анализируемом массиве данных. Дети из неполных семей составляют 60% всех детей, помещенных в детские учреждения.
В 40% случаев
причиной попадания детей в детские учреждения является злоупотребление родителями алкоголя (среди описаний жизненных ситуаций детей)
1
25% причин
уклонение родителей от выполнения своих обязанностей
2
14%
тяжелое материальное положение семей
3
Сколько стоит содержание ребенка
в учреждение?
660 000 рублей в год
столько составляют оценочные удельные затраты на содержание в интернатном учреждении 1 ребенка в возрасте до 3 лет
510 000 рублей в год
оценочные удельные затраты на содержание в интернатном учреждении 1 ребенка в возрасте старше 3 лет
200 000 рублей в год
средние по регионам расходы на ребенка в год при передаче его в семью, что в 3 раза меньше расходов на содержание детей в учреждениях интернатного типа.
Что можно сделать?
Жизнь в семье – фундаментальное право каждого ребенка.​ Жизнь в любящем, заботливом семейном окружении, с чувствительными родителями, в здоровом​ сообществе,​ уважающем индивидуальные особенности ребенка,​ с глубокими традициями и богатой культурой – условие психического здоровья и достойного развития ребенка
Рифкат Мухамедрахимов
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ
Для благополучного развития маленькому​ человеку​ необходимы непрерывность и безопасность отношений с постоянными близкими людьми, которые не уходят в отпуск и не увольняются. В семье, с родителями​ ребенок​ узнает себя, обретает идентичность, создает свое личное пространство, впитывает традиции и​ модели семейных отношений
Олег Пальмов
к.пс.н., доцент факультета психологии СПбГУ
Made on
Tilda